ПРАВОСЛАВНОЕ МОНАШЕСТВО

Главная страница История монастыря Возрождение обители Храмы и часовни Святые покровители Расписание. Распорядок Календарь. Праздники Устав монастыря Наши святыни Фото галерея Паломникам. Трудникам Контакты, реквизиты
ПРАВОСЛАВНОЕ МОНАШЕСТВО


Устроение православного монашества

 онашество на Руси строилось на византийских традициях. Большинство монастырей являлись и являются общежитийными. С XI века утвердилось в Византии и перешло в православные церкви сопредельных стран деление монашества на несколько категорий.
Прежде чем стать монахом, мирянин должен пройти период послушания — выполнения тех или иных работ в монастыре. Если настоятель монастыря убеждается, что послушник твердо намерен стать монахом, он совершает обряд пострижения, восходящий к ветхозаветной символике посвящения человека Богу и обрезанию волос как знаку рабства в греко-римском мире. У постригаемого в монахи волосы на темени выстригаются крестообразно в знак посвящения Христу и принятия монашеских обетов.
Существуют три степени такого посвящения. Первая — пострижение в рясу, когда монах получает новое имя и право носить широкое и длинное монашеское одеяние (рясу) и головной убор — камилавку. Прошедших такое посвящение называют рясофорными монахами.
Следующие две степени — пострижение в малую схиму и в великую схиму. Постригаемый в схиму приносит новые, более строгие обеты и еще раз получает новое имя в ознаменование окончательного отречения от мира, лежащего во зле. После пострижения в малую схиму монах надевает мантию, откуда и пошли выражения «постричь в мантию» и «мантийный монах». После пострижения в великую схиму ему вручают еще куколь (головная накидка, спускающаяся на плечи, грудь и спину) с изображенными на нем крестами и аналав — крестообразно надеваемая перевязь в знак несения своего креста и следования за Христом. Куколь по форме напоминает младенческий чепчик и означает детскую незлобивость, которую должен являть монах.
 Малосхимники в отличие от великосхимников могут возводиться в священнический сан: монахи-диаконы называются иеродиаконами, а монахи-священники — иеромонахами.
Пострижение в великую схиму требует более строгого воздержания и более суровых аскетических подвигов. Принимая постриг, монах отрекается от своей воли и дает обет всецелого послушания наставникам даже в мелочах, что не исключает, а предполагает постоянное нравственное усилие и работу совести. У тех, кто принял сан до пострижения в великую схиму, он остается. В этих случаях сан звучит соответственно: схииеромонах, схиархимандрит и даже схиепископ.
Существуют монастыри с более или менее строгими уставами, могут различаться требования и к разным категориям монахов одного и того же монастыря (например, великосхимники постятся строже остальных; тем, кто занят тяжелым физическим трудом, во время постов даются послабления и т. п.). По традиции всех русских монастырей монахи не должны есть мясную пищу, а молочные продукты и рыбу могут употреблять в ограниченном количестве и лишь в особые дни

Монашество на Руси

 Чем глубже православие проникало в быт Руси, влияя на формирование обязательных обрядов и ритуалов, тем неизбежнее становился обычный для любого общества и любой эпохи разрыв между внешними знаками благочестия и содержанием веры. И тем более в Русской церкви возрастало значение монашества — средоточия «христианского максимализма» в вере и жизни.
Центром монашеского движения в XI-XII веках становится Киево-Печерская лавра. Она началась с пещер ( «печер»), которые выкопал в песчаных берегах Днепра для своего отшельнического жития Антоний Печерский (983-1073). Антоний, хотя и положил начало монашеской общине, более тяготел к уединенному, аскетическому подвигу. Он оставался духовным наставником братии, а настоящим организатором монастыря, строящего свою жизнь по православному уставу — Типикону, стал Феодосии Печерский (1036-1091). Эти два инока были первыми в чреде русских преподобных — монахов, признанных Церковью святыми.
Иноки и священноиноки (монахи, имеющие сан священника) с самого начала заняли особое положениe в русском духовенстве. Так называемое белое духовенство — женатые священники и диаконы — жили во многом общей с мирянами жизнью: занимались хозяйством, воспитывали детей. Жизнь иночества для новокрещеной Руси была поистине иной — ошеломляюще загадочной, ломающей все привычные представления о жизненных ценностях. Монашество существовало «не в миру», и потому только оно виделось по-настоящему отделенным от мира, святым и могло являть недоступный свет Царства Небесного. Само слово «святость» в славянских языках происходит от слова «свет». Монашеское состояние уже в Византии именовали «ангельским чином», подчеркивая тем самым отрешенность монашества от земных благ. На Руси прижилась и глубоко вошла в душу верующего человека пословица: «Свет инокам — ангелы, свет мирянам — иноки». Этот свет не заслоняли от мирян черные одежды монахов-чернецов, напоминающие об их «смерти для мира» с его грехами.

Послушание

прп.Амвросий Оптинский
* Послушание — святое дело и скорый путь к спасению.
* Послушание — главная добродетель христианская и Спаситель послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8). Пророк Иона бежал от лица Божия в Фарсис, да попал во чрево китово
авва Дорофей
* Странническая жизнь предшествует послушанию. Подвиг послушания прилагается или к телу, или к воле.
* От послушания — смирение, от смирения — бесстрастие и рассудительность, от рассудительности — проницательность, а от последней прозорливость.
прп.Силуан
* Послушливый велик пред Богом.
* Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы.
* Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой.
* Вот уже тридцать пять лет, как я вижу одного монаха, который всегда весел душою и приятен лицом, хотя он и стар. И это потому, что он любит послушание, и душа его предалась на волю Божию, и он ни о чем не имеет заботы, но душа его возлюбила Господа и созерцает Его.
* Наша жизнь простая, но мудрая. Божия Матерь сказала Преподобному Серафиму: «Дай им (монахиням) послушание, и кто соблюдет послушание и мудрость, те будут с тобою и близ Меня»
* Послушливую душу любит Господь, а если любит, то чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей.
* От подвигов без послушаниярождается тщеславие, а послушник все делает, как ему сказано, и не имеет повода гордится.
* Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы.
* Если бы ангелы (падшие) сохранили послушание, то пребыли бы на небесах и пели бы славу Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он и род его пребывали бы в раю.
Древние иноческие уставы
* Послушание есть самая крепкая основа монастырских порядков и даже самого спасения душ в иночестве.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МОНАСТЫРЮ
ССЫЛКИ, БАННЕРЫ
АКАФИСТ, МОЛИТВА ПРЕОБРАЖЕНИЮ ГОСПОДНЮ
ПУБЛИКАЦИИ О МОНАСТЫРЕ
ТРЕБЫ. ПОМИНОВЕНИЯ
НУЖДЫ ОБИТЕЛИ
ВИДЕО РАЗДЕЛ
ГРАМОТЫ ВАЖЕОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ
МИТРОФАНИЕВСКИЙ СКИТ
ПОДВОРЬЕ МОНАСТЫРЯ
МОНАСТЫРИ КАРЕЛИИ
МОНАСТЫРИ РОССИИ
ПРАВОСЛАВНОЕ МОНАШЕСТВО
ПРАВОСЛАВНАЯ КАРТА РОССИИ
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О МОНАШЕСТВЕ
ОБЛАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА
ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ЧАСОВНЯ ВАЖЕОЗЕРСКИХ СВЯТЫХ
НОВОСТИ ЕПАРХИИ
ПРАВОСЛАВИЕ В ИНТЕРНЕТЕ
ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. ТИПИКОН
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТЕКСТЫ НА ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ
КАРТА САЙТА. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Главная страница История монастыря Возрождение обители Храмы и часовни Святые покровители Расписание. Распорядок Календарь. Праздники Устав монастыря Наши святыни Фото галерея Паломникам. Трудникам Контакты, реквизиты