ГРАМОТЫ ВАЖЕОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Главная страница История монастыря Возрождение обители Храмы и часовни Святые покровители Расписание. Распорядок Календарь. Праздники Устав монастыря Наши святыни Фото галерея Паломникам. Трудникам Контакты, реквизиты
ГРАМОТЫ ВАЖЕОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ


СОБОРНАЯ ГРАМОТА ЦАРЯ ИOAHHA ВАСИЛЬЕВИЧА ВАЖЕНСКОЙ ЗАДНЕ—НИКИФОРОВСКОЙ ПУСТЫНИ, НА ПОЖАЛОВАННЫЯ ЗЕМЛИ И УГОДЬЯ. (7065 1557 г.)

 о Цареве Государеве Великаго Князя Ивана Васильевича всея Pyccии грамоте, от Царевых Великаго Князя дьяков, от Бориса Алексеева сына Щекина, да от Казарина Юрьева сына Дубровскаго, в Обонежскую пятину в Воскресенской погост в Важене в заднюю пустыню, в Спасской монастырь Боголепнаго Преображения Господня на Важене озере, игумену Никифору с братиею, Александрову ученику Свирскаго; что в вашей пустыне, по Цареве Государеве грамоте, и описал подъячей Васюк Лукин в монастыре церковь Преображение Спасово, да десять келей и к той пустыне к Преображению Спасову отвел земли дикаго лесу чернаго до речки до Толвинги, да до мху до Важенскаго, да до Тетеревиной речки, да за озеро Важенское Вотц-ручей, на все четыре стороны по версте от монастыря, пашенные земли, оприч мхов и болот и глыб, игумен Никифор с бpaтиeю в той пустыне жительствовали и строили по монастырскому чину, и тот черной пашенной лес разчищали, и пашню к монастырю своему пахали сами своими руками, а не наймом и без подмоги; а деревень бы есте и починков на том лесу не ставили, и крестьян бы есте на тот лес не призывали, и из найму бы есте того лесу и пашни пахати однолично не давали никому.
Писана лета 7065 (1557) марта в 9-й день; а у подлинной грамоты назади пишет Подъячей Нечаище Федурин.

ГРАМОТА, ПОЖАЛОВАННАЯ ЦАРЕМ ФЕОДОРОМ ИОАННОВИЧЕМ 23 ОКТЯБРЯ 1588 ГОДА.

 о Государеве Цареве и Великаго Князя Федора Ивановича всея Pyccии грамоте, от окольничево и воеводы от князя Федора Ивановича Хворостинина, да от воеводы, от Григория Ивановича Мещанинова Морозова, да от дьяков от Саввы Флорова, да от Семенки Емельянова в Обонежскую пятину губным старостам Якову Панову с товарищи: в прошлом девяносто пятом году (1587) июля 2 дня писал к нам Государь Царь и Великий Князь Федор Иванович всея Pyccии: бил челом Государю Царю и Великому Князю, Обонежския пятины, Оштенскаго стану, Важенскаго погоста от Преображения Спасова из Никифоровы пустыни игумен Дорофей с братиею, а сказал: в прошлом-де и в 95 (1557) году дано-де им на монастырское строенье на пашню чернаго леcy дикаго в ободну версту от монастыря, и они-де в том ободе пашню пахали сами и питались от своих трудов; а стоит-де и тот монастырь от волостей и погостов на пустом месте верст за 40 и за 50; а. вотчинки-де у того монастыря нет нигде; а Государевы-де руги им хлебной и денежной нейдет; а земли-де пашенные около того монастыря оскудело и питатись-де им нечем. И есть-де близко того монастыря за мхами и межь мхов поросшиe островки невеликие Рая сельга да Березовая сельга, от монастыря версты за четыре, и они-де тех островков без Государева указу пахати не смеют. И Государю его игумена Дорофея с братиею пожаловати, велети им теми островки владети и податей с них никаких имати не велети; а игумена ж Дорофея пожаловати на церковную службу на вино и на темьян и на свечи на реке Свири на пороге Сигопцы, по обе стороны реки, рыбною ловлею приколками без оброчно ж; а та-де рыбная ловля лежит пуста и не владеет ею никто, и оброку-де с тое рыбные ловли ходило в Государеву казну по двадцати алтынь на год; и для-де того великаго оброку не ловит на ней никто, а оброку-де в Государеву казну давно нейдет для пустоты. И буде те островки и: рыбная ловля стоять порожни и нe отданы никому и не владеет буде теми островки и рыбною ловлею никто, и по Государеве грамоте игумену Дорофею с братиею велети теми островки и рыбною ловлею владети и дани и оброку с них имать не велеть, а дано им то на церковной обиход в руги место. А в писцовых книгах Андрея Плещеева 91 (1583) году, да в писцовых же книгах Афанасья Жеребятина 94 (1586) году тех островков Рая сельга да Березовая сельга и рыбные ловли не написано. И в прошлом 95 (1587) году послана грамота в Обонежскую пятину к губным старостам к Ивану Овдулову, да к Якову Панову, да при письми дьяков Савы Флорова, да Семенки Емельянова; а велено им в Воскресенском погосте, в Важинском и в окольних погостах обыскати игумены и попы и диаконы по священству, а старосты и целовальники и волостными людьми по Государеву Цареву Великаго Ккязя крестному целованию, в Воскресенском пoгocте в Важенском островки Рая сельга да Березовая сельга есть ли, и будет есть и сколь далеко те островки от Никифоровы пустыни; да по тому обыску тех островков велено им до<смо>трети и измерити в четвертную пашню, за оболу по десяти четвертей в поле, а вдву потомуж, избной лес и всякия угодья по пашни; да те островки Рая сельгу да Березовую сельгу да рыбную ловлю приколы на реки на Свири у порога у Сиговца по обе стороны реки велено отдати Никифоровы пустыни игумену Дорофею с братиею. И губные старосты Иван Федулов да Яков Панов дозорные и обыскные и отдельные книги в Новгород прислали; а в обыскных книгах написано: в Обонежские пятине, в Воскресенском погосте в Важенском, островки Рая сельга да Березовая сельга от погоста от Важенскаго стоят верст за 60, а от крайние волости от Ложиц за 40 верст, а истари в ободе и по межам те островки черный лес Важенскаго погоста Государевых дворцовых деревень, а ныне их не пашет и не владеет ими никто и в оброке тех островков нет ни у кого, потому что от волостей удалено; а рыбная ловля, приколки на реки на Свири, на пороге на Сиговцы, от погоста за десять верст промеж волостными; а истари-де была у дворовых крестьян Важинскаго погоста в оброке, а ныне тое воды приколков после Андреева письма не ловить никто и в оброке нет ни у кого. А в отдельных книгах тех же губных старост Ивана Федулова да Якова Панова 96 (1588) году написано: межа тем островкам Рая сельги по Тетеревиной речке да в Райдо озерко, а от Райды озерка в Остречей ручей, да в Остречей мох межа с Важенским черным лесом, да и от Остречья мху в Ладвой мох межа с Олонецким погостом с черным лесом, из Ладвы мху в Рижу ламбу, от Рижи ламбы межа позаде Березовой сельги в Самал мох, от Самал мху в Лебежой мох, от Лебежья мху в великой Важенской мох. а по другую сторону тое Березовой сельги озеро Важинское; а лесу чернаго пашеннаго в Рае сельги во всех трех полях восьмь десятин, а непашеннаго ниских мест и мхов десять десятин; да на Березовой сельге лесу пашеннаго пять десятин, а непашеннаго лесу и ниских мест и мхов восьм десятин; а паханные земли деревень и почников и перелогов и сенных покосов на тех островках на Рая сельги да на Березовой сельги нет, а истари не паханы; и рыбная ловля па пороге на Сиговцы по обе стороны реки Свири приколки от Важенскаго погоста десять верст. И как к вам сия грамота придет и в Никифоровы пустыни игумену Дорофею с братиею теми островки Рае сельгою, да Березовою сельгою и рыбною на pеки на Свири на пороге на Сиговцы по обе стороны реки приколкам владети велели безданно безоброчно; а даны им те островки и рыбная ловля на церковный обиход на вино и на темьян и на свечи и в руги место. A cию есте грамоту прочесть отдали Никифоровы пустыни игумену Дорофею с братиею для иных прикащиков и Государевых посланников. — К сей грамоте окольничей и воевода князь Федор Иванович Хворостинин, да воевода Григорий Иванович Мещанинов Морозов печати свои приложили. Писана в великом Нове городи лета 7096 (1588) октября 23 дня.

Источники к содержанию Никифоровской пустыни (конец XIX в.):

1. В угодьях, к которым относились:
а) Пахотная земля. Ее не много, потому что большая часть принадлежавшей монастырю земли состояла из болот и мхов, которые не позволяли разводить хлебопашества в больших размерах. Все полеводство заключалось в нескольких полосах распаханной земли на самом пригорке, где стоит монастырь. Здесь высевалось около 15 четвериков ржи и до 30 овса.
б) Сенокосная земля около монастыря в разных местах.
в) Земля при реке Тукше, под названием Нирка. Но эта земля, за дальним расстоянием, не обрабатывалась братиею, а отдавалась в аренду за 5 р. 711/2 коп. в год.
г) Озеро, на, берегу которого расположена пустыня. Оно доставляло небольшое количество мелкой рыбы.
д) Мельница в одной версте от монастыря, доставлявшая доходу около 15 р. серебром в год.
2) В процентах с билетов кредитных учреждений, на сумму до 1600 р.
Наконец, главным источником служили благотворения некоторых особ, имеющих жительство в С.–Петербурге и других местах.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МОНАСТЫРЮ
ССЫЛКИ, БАННЕРЫ
АКАФИСТ, МОЛИТВА ПРЕОБРАЖЕНИЮ ГОСПОДНЮ
ПУБЛИКАЦИИ О МОНАСТЫРЕ
ТРЕБЫ. ПОМИНОВЕНИЯ
НУЖДЫ ОБИТЕЛИ
ВИДЕО РАЗДЕЛ
ГРАМОТЫ ВАЖЕОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ
МИТРОФАНИЕВСКИЙ СКИТ
ПОДВОРЬЕ МОНАСТЫРЯ
МОНАСТЫРИ КАРЕЛИИ
МОНАСТЫРИ РОССИИ
ПРАВОСЛАВНОЕ МОНАШЕСТВО
ПРАВОСЛАВНАЯ КАРТА РОССИИ
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О МОНАШЕСТВЕ
ОБЛАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА
ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ЧАСОВНЯ ВАЖЕОЗЕРСКИХ СВЯТЫХ
НОВОСТИ ЕПАРХИИ
ПРАВОСЛАВИЕ В ИНТЕРНЕТЕ
ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. ТИПИКОН
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТЕКСТЫ НА ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ
КАРТА САЙТА. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Главная страница История монастыря Возрождение обители Храмы и часовни Святые покровители Расписание. Распорядок Календарь. Праздники Устав монастыря Наши святыни Фото галерея Паломникам. Трудникам Контакты, реквизиты