Святые покровители
Главная страница История монастыря Возрождение обители Храмы и часовни Святые покровители Расписание. Распорядок Календарь. Праздники Устав монастыря Наши святыни Фото галерея Паломникам. Трудникам Контакты, реквизиты
Святые покровители





Преподобный Геннадий Важеозерский, схимонах
    реподобный Геннадий был по некоторым сведениям сыном богатых родителей. Неизвестно, где точно родился преподобный и кто были его благочестивые родители. Материальные богатства не прельщали юношу. Придя в совершеннолетие, он отказался от мира, раздал все свое имение нищим и ушел подвизаться на реку Свирь к преподобному Александру, который в то время жил один. Принятый преп. Александром, Геннадий всю свою волю отдал святому учителю и под его руководством быстро достиг высокого духовного совершенства. После подготовительного искуса в трудах, посте и молитве, приняв постриг с именем Геннадия, он с благословения святого Александра ушел на Важозеро, отстоящее в 90-та верстах севернее Свирского монастыря. Пищею служило для него былие, овощи и редко рыба, а ложем земля. Здесь, на избранном месте, он устроил себе на берегу озера келию-пещеру и прожил почти до конца своей жизни одиноким отшельником. Так изнуряя свое тело и смиряя душу, боролся он в пустыни с духами злобы и в борьбе этой остался победителем.
Молва о благочестивой жизни подвижника распространилась по окрестностям, и к нему стали приходить ученики с просьбою принять их под свое руководство. Но преподобный Геннадий, возлюбя уединение и безмолвие, по своему смирению отказывался руководить другими и никого не принимал к себе. Только уже под конец своей жизни он позволил поселиться возле себя двум-трем своим ученикам для безмолвной жизни в христианских подвигах поста и молитвы.
Как при жизни преподобного Господь удостаивал его даром чудотворений, так и по смерти его рака его мощей сделалась обильным источником чудотворений и исцелений.
Скончался преподобный Геннадий 8/21 января 1516 году.
Предвидя свою скорую кончину преподобный Геннадий призвал своих учеников, благословил их и предсказал о возникновении обители: «По моем отшествии ко Господу, на этом месте будет построен храм и устроена киновия (общежительный тип монастыря) на спасение многих». Предсказание сбылось в точности спустя несколько лет после преставления святого, когда на Важеозере поселился преподобный Никифор и устроил общежительный монастырь.
Точное время канонизации преподобного Геннадия неизвестно. Вероятно, что она была совершена в Синодальный период нашей Церкви. Святые мощи его почивали в пещерке под спудом недалеко от обители.
Память ему празднуется: 9/22 февраля, на Собор Карельских святых (21 мая /3 июня) и Собор Санкт-Петербургских и Ладожских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице).




Преподобный Никифор Важеозерский, схимонах
    реподобный Никифор родился в Важинском погосте, расположенном около реки Свири, в 70-ти верстах от г.Олонца. Родителями его были поселяне. Имена их неизвестны, как впрочем, неизвестно ничего о детстве и юности Никифора, когда и где он принял монашество. Жизнь его делается известною со времени прихода его уже в чине монашеском к преподобному Александру Свирскому.
«Некто, — монах по имени Никифор, — будучи наслышан о преп. Александре, пришел к нему и поклонившись просил благословения», — повествует игумен Иродион в житии преподобного Александра Свирского. — «Преподобный, увидев его, обрадовался, так как слышал о нем, что он высокой жизни и принял его любезно, как от Бога посланного». Эта встреча произошла около 1500г. В то время к преподобному Александру начали приходить братии, желающие с ним подвизаться. Жили все отдельно, по одному, в безмолвии, — подражая своему учителю.
С любовью принятый Александром, Никифор с радостью остался и подвизался в обители несколько лет. Вместе с братией Никифор выполнял все возлагаемые на него послушания с терпением и кротостью, достойным удивления. Неутомимо трудился. Храм Божий был его любимым местом: первым приходил он к службе и последним оставлял ее. Считая недостаточным истомление своего тела пощением и трудами, он смирял свою плоть, нося тяжелые вериги: цепи, подобно веревкам, обвивали его тело. «Преподобный Александр, взирая на его добродетельное житие, получал большую пользу себе и в его приходе проразумевал Божие посещение».
Своими добродетелями и подвигами, послушанием и благочестивою жизнью, смиренный Никифор стяжал особенную любовь от своего игумена и братии. Но, не желая славы и похвал от людей, Никифор стал помышлять о паломничестве и отшельничестве. Придя к преподобному Александру, он сообщил о своем намерении и просил у него позволения сходить в Киев, помолиться пред иконой Пресвятой Богородицы Киево-Печерской.
Опечалился преподобный Александр, но как ни отговаривал его, тот не соглашался остаться с ним в пустыни. Тогда преподобный предложил Никифору исполнить особое поручение.
Давние друзья, преподобные отцы Александр, игумен Свирский и Кирилл, игумен Новоезерский (память 4/17 февраля), давно хотели свидеться между собою и побеседовать о монашеской жизни и монастырском устройстве. Но любя безмолвие и заботясь об устройстве своих монастырей, до того времени не имели в том возможности. Преподобный Александр поручил Никифору отправиться в Новоезерскую обитель, испросить у преподобного Кирилла благословения и молитв, побеседовать с ним о жизни ради спасения души, монастырском благоустройстве и, исполнив это, возвратиться назад.
Никифор, привыкший к послушанию, отправился в путь. Напутствуя в дорогу, преподобный Александр дал ему следующее наставление: «Егда дойдеши близ честныя обители Воскресения Христова к Новоезеру, тогда в ладии на остров в обитель не превезися монастырь стоит на острове посреди озера), ни в селех да воспросиши ладии, но пожди во удобнем и безлюднем месте время мало и, по благодати Божией, узриши благая и просимая нами, и привезен быти имаши». Дорогою долго размышлял Никифор о словах преподобного. Для чего, думал он, дано запрещение переезжать в обитель? И тут же понял, что молитвами преподобного будет с ним какое-то чудо.
Отправившись в путь в 1518 году, он за несколько дней прошел почти 300 верст и пришел к западной стороне Нова-озера, в село Кобылина гора, которое отстояло от обители верстах в двух и отделялось от нее озером, посреди которого, на острове и находился монастырь. Помня заповедь своего учителя, преподобный Никифор не сел в лодку и не просил никого из местных жителей перевезти его. Он пошел на пустынный лесистый берег и остановился у камня за версту от монастыря. А как был уже вечер, а он утомился от пути, то, помолившись, прилег отдохнуть.
В это время Кирилл, после вечернего богослужения, совершал с братией по обычаю акафистное пение Пресвятой Богородице. Прозревши духом о прибытии Никифора, он почувствовал в своем сердце необыкновенную радость и, желая поскорее увидеться с ним, начал, к удивлению братии, ускорять службу. По окончании службы, он благословил братию на отдых, а сам сел в лодку и отправился к путнику. Управляемый ангелом, он скоро переплыл озеро и пристал к тому самому берегу, где отдыхал преподобный Никифор. Проснувшись, но не зная еще, что за старец его разбудил, Никифор поклонился ему и сказал: «Благослови меня, отче святый, и прости, яко от путнаго шествия уклонихся и почих на сем месте». Кирилл в ответ сам поклонился до земли и сказал: Ты меня благослови, яко от честнаго отца и служителя Пресвятыя Троицы, преподобнаго игумена и духовнаго мне брата Александра послал еси соглядати святыя обители Воскресения Христова и мене грешнаго мужа посетити». Тут понял Никифор, кто говорит с ним, и тогда оба, исполнившись духовной радости, облобызали друг друга. В это время воссиял над ними солнечный свет. Братия, наблюдая издали за ними, увидели это чудное явление, и в память о нем, на этом месте построили впоследствии часовню.
Немного побеседовав на берегу, преподобные отцы на лодке отправились в монастырь. В обители, прежде всего они посетили храмы Воскресения Христова и Пресвятой Богородицы Одигитрии и, помолившись в них пред святыми иконами, пошли в келью, где Никифор вручил настоятелю монастыря послание от своего наставника. Прочитав письмо от своего святого друга, Кирилл обратился к Никифору с такими словами: «Аще по духовности и наше желание есть, ежели телесно нам друг друга видети, но сего в сем веце по Божиим судьбам улучити не сподобимся, узрим же друг друга, егда от тел разлучимся. Но и твоя труды, честный отче, незабвенны будут, яже просиши от Бога, вся воздаст ти». И это пророческое слово сбылось над Никифором.
Восемь дней провел он у преподобного Кирилла и, насладившись духовными беседами святого, по завещанию Александра, отправился в родную обитель.
    Благополучно вернувшись, он вручил преподобному Александру письмо от Кирилла и рассказал о своем путешествии и задушевных беседах с преподобным Кириллом. Но прежнее желание — совершить паломничество в Киев не оставляло Никифора, и он снова начал просить преподобного Александра об этом. На этот раз чудотворец Александр не удерживал его и благословил в далекий путь.
Уходя, Никифор испросил в напутствие святых молитв преподобного Александра и пророчески произнес: «На месте сем хочет Бог тобою воздвигнути церкви каменные, и обитель распространить, и в ней прославитися Имени Его святому во вся страны».
Благополучно было путешествие Никифора. Много обителей по дороге посетил он, прежде чем достигнуть Киева. И с радостью поклонился он пред чудотворной иконой Киево-Печерской Богоматери, которую так пламенно желал видеть.
Поклонившись святыням Киевским, и посетив все, лежащие на пути святые места, Никифор возвратился в родную землю. И сразу начал искать место для давно задуманного им пустынножительства и устроения будущей обители.
Вернувшись в Троицкую обитель к игумену Александру, он с благословения своего наставника, около 1520 года поселился чуть севернее Троицкого монастыря, в безлюдном пустынном месте на озере Важе. Там прежде него подвизался преподобный Геннадий. Вскоре к Никифору присоединились и другие ученики святого Александра искавшие более уединенной жизни. К тому времени Троицкий монастырь Александра Свирского становился все многолюднее.
По благословению Новгородского архипастыря, преподобный Никифор построил храм в честь Преображения Господня, устроил несколько келий для братии и долгое время подвизался там, занимаясь устройством обители и наставлением братии. Довольно потрудившись о Господе и благочестиво пожив, он почил 9/22 февраля 1557 году и был погребен братией в своем монастыре.
Прошли десятилетия: Никифор был канонизирован Святой Церковью и прославлен в чине преподобных. А обитель им устроенная, в лице его святых сподвижников, принесла многие примеры доброго монашеского жития.
Память ему также празднуется: 9/22 февраля, на Собор Карельских святых (21 мая /3 июня) и Собор Санкт-Петербургских и Ладожских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице).

  • Дополнительно:
    Житие преподобных отец Геннадия и Никифора Важеозерских чудотворцев
    связи с историей Задне-Никифоровской пустыни в Олонецкой губернии). — Одесса, 1896.


Рака над мощами прп. Геннадия и Никифора Важеозерских в Храме Всех Святых

 

МОЛИТВА. ТРОПАРЬ. КОНДАК
БЛАЖЕННЫЙ ИНОК ВЛАДИМИР
СТАРЕЦ ИСАЙЯ СХИМЕ ИГНАТИЙ)
МАРИЯ ОЛОНЕЦКАЯ
АНАСТАСИЯ ПАДАНСКАЯ
ОЛОНЕЦКИЕ ПУСТЫННИЦЫ
ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ В ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ
Главная страница История монастыря Возрождение обители Храмы и часовни Святые покровители Расписание. Распорядок Календарь. Праздники Устав монастыря Наши святыни Фото галерея Паломникам. Трудникам Контакты, реквизиты