онашество на Руси строилось на византийских традициях. Большинство монастырей являлись и являются общежитийными. С XI века утвердилось в Византии и перешло в православные церкви сопредельных стран деление монашества на несколько категорий.
Прежде чем стать монахом, мирянин должен пройти период послушания — выполнения тех или иных работ в монастыре. Если настоятель монастыря убеждается, что послушник твердо намерен стать монахом, он совершает обряд пострижения, восходящий к ветхозаветной символике посвящения человека Богу и обрезанию волос как знаку рабства в греко-римском мире. У постригаемого в монахи волосы на темени выстригаются крестообразно в знак посвящения Христу и принятия монашеских обетов.
Существуют три степени такого посвящения. Первая — пострижение в рясу, когда монах получает новое имя и право носить широкое и длинное монашеское одеяние
(рясу) и головной убор — камилавку. Прошедших такое посвящение называют рясофорными монахами.
Следующие две степени — пострижение в малую схиму и в великую схиму. Постригаемый в схиму приносит новые, более строгие обеты и еще раз получает новое имя в ознаменование окончательного отречения от мира, лежащего во зле. После пострижения в малую схиму монах надевает мантию, откуда и пошли выражения
«постричь в мантию» и
«мантийный монах». После пострижения в великую схиму ему вручают еще куколь
(головная накидка, спускающаяся на плечи, грудь и спину) с изображенными на нем крестами и аналав — крестообразно надеваемая перевязь в знак несения своего креста и следования за Христом. Куколь по форме напоминает младенческий чепчик и означает детскую незлобивость, которую должен являть монах.
Малосхимники в отличие от великосхимников могут возводиться в священнический сан: монахи-диаконы называются иеродиаконами, а монахи-священники — иеромонахами.
Пострижение в великую схиму требует более строгого воздержания и более суровых аскетических подвигов. Принимая постриг, монах отрекается от своей воли и дает обет всецелого послушания наставникам даже в мелочах, что не исключает, а предполагает постоянное нравственное усилие и работу совести. У тех, кто принял сан до пострижения в великую схиму, он остается. В этих случаях сан звучит соответственно: схииеромонах, схиархимандрит и даже схиепископ.
Существуют монастыри с более или менее строгими уставами, могут различаться требования и к разным категориям монахов одного и того же монастыря
(например, великосхимники постятся строже остальных; тем, кто занят тяжелым физическим трудом, во время постов даются послабления и т. п.). По традиции всех русских монастырей монахи не должны есть мясную пищу, а молочные продукты и рыбу могут употреблять в ограниченном количестве и лишь в особые дни
Монашество на Руси
Чем глубже православие проникало в быт Руси, влияя на формирование обязательных обрядов и ритуалов, тем неизбежнее становился обычный для любого общества и любой эпохи разрыв между внешними знаками благочестия и содержанием веры. И тем более в Русской церкви возрастало значение монашества — средоточия
«христианского максимализма» в вере и жизни.
Центром монашеского движения в XI-XII веках становится Киево-Печерская лавра. Она началась с пещер
( «печер»), которые выкопал в песчаных берегах Днепра для своего отшельнического жития Антоний Печерский
(983-1073). Антоний, хотя и положил начало монашеской общине, более тяготел к уединенному, аскетическому подвигу. Он оставался духовным наставником братии, а настоящим организатором монастыря, строящего свою жизнь по православному уставу — Типикону, стал Феодосии Печерский
(1036-1091). Эти два инока были первыми в чреде русских преподобных — монахов, признанных Церковью святыми.
Иноки и священноиноки
(монахи, имеющие сан священника) с самого начала заняли особое положениe в русском духовенстве. Так называемое белое духовенство — женатые священники и диаконы — жили во многом общей с мирянами жизнью: занимались хозяйством, воспитывали детей. Жизнь иночества для новокрещеной Руси была поистине иной — ошеломляюще загадочной, ломающей все привычные представления о жизненных ценностях. Монашество существовало
«не в миру», и потому только оно виделось по-настоящему отделенным от мира, святым и могло являть недоступный свет Царства Небесного. Само слово
«святость» в славянских языках происходит от слова
«свет». Монашеское состояние уже в Византии именовали
«ангельским чином», подчеркивая тем самым отрешенность монашества от земных благ. На Руси прижилась и глубоко вошла в душу верующего человека пословица:
«Свет инокам — ангелы, свет мирянам — иноки». Этот свет не заслоняли от мирян черные одежды монахов-чернецов, напоминающие об их
«смерти для мира» с его грехами.
Послушание
прп.Амвросий Оптинский
* Послушание — святое дело и скорый путь к спасению.
* Послушание — главная добродетель христианская и Спаситель послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8). Пророк Иона бежал от лица Божия в Фарсис, да попал во чрево китово
авва Дорофей
* Странническая жизнь предшествует послушанию. Подвиг послушания прилагается или к телу, или к воле.
* От послушания — смирение, от смирения — бесстрастие и рассудительность, от рассудительности — проницательность, а от последней прозорливость.
прп.Силуан
* Послушливый велик пред Богом.
* Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы.
* Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой.
* Вот уже тридцать пять лет, как я вижу одного монаха, который всегда весел душою и приятен лицом, хотя он и стар. И это потому, что он любит послушание, и душа его предалась на волю Божию, и он ни о чем не имеет заботы, но душа его возлюбила Господа и созерцает Его.
* Наша жизнь простая, но мудрая. Божия Матерь сказала Преподобному Серафиму: «Дай им (монахиням) послушание, и кто соблюдет послушание и мудрость, те будут с тобою и близ Меня»
* Послушливую душу любит Господь, а если любит, то чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей.
* От подвигов без послушаниярождается тщеславие, а послушник все делает, как ему сказано, и не имеет повода гордится.
* Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы.
* Если бы ангелы (падшие) сохранили послушание, то пребыли бы на небесах и пели бы славу Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он и род его пребывали бы в раю.
Древние иноческие уставы
* Послушание есть самая крепкая основа монастырских порядков и даже самого спасения душ в иночестве.