|
|
|
Свят. Игнатий Брянчанинов:
«Монахи сути те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвою, — добродетелью, высшею всех добродетелей, чтоб посредством ее соединиться во едино с Богом»
Свв. авва Дорофей и Иоанн Лествичник:
«Кто удалился от мира из любви к Богу, тот в самом начале приобрел уже огнь, и как огонь, брошенный на дрова, вскоре сильнейший воспламенит пожар».
Св. Иоанн Лествичник:
«Все усердно оставившие житейское, без сомнения, соделали это или будущего ради Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было неразумно». «Монах есть тот, кто будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных». «Кто из мирян сотворил когда-нибудь чудеса? Кто воскресил мертвых? Кто изгнал бесов? Никто. Все это — победные почести и иноков, и мир не может вместить оных, — если же и мог, то к чему было бы монашество и удаление из мира?» «Каждый да искушает себя, и потом уже от хлеба жития иноческого, который с горьким зелием, да яст, и от чаши сей, которая со слезами, да пиет; да не в суд себе воинствует». «Знайте, что вы покусились идти путем кратким, хотя и жестоким, на котором одна есть стезя только, вводящая в заблуждение. Она называется самочинием».
Св. Исаак Сирин:
«Кто любит собеседование со Христом, тот любит быть уединенным. А кто любит оставаться со многими, тот друг мира сего». «Кто ради Бога обнищает, тот обретает неоскудевающие сокровища». «Кто любит беседу со Христом, тот любит уединение. Любящий покаяние! Возлюби безмолвие и ожидай смерти». «От бесед с людьми забывается осторожность, в мысли у человека изглаждаются намерения воли его, ибо входящее вратами зрения или слуха приносит холодность и омрачение ума для Божественного». «Добродетельное иноческое житие — похвала Церкви Христовой». «И живущие в затворах помогают мудрым советом и молитвами за людей». «Насколько человек удаляется от сообращения с человеками, настолько сподобляется свободного доступа к Богу в уме своем». «Добродетель удаления от мира состоит не в переселении тела, но в устранении от мирских дел, чтобы не занимать ума своего миром». «На сколько человек отсекает от себя утешения мира сего, на столько сподобляется радости Божией во Св. Духе».
Св. Макарий Великий:
«Монахи из мира, из моря злобы и бездны тьмы, из глубин берут и выносят камни, жемчужины, поступающие в венец Христов, в Небесную Церковь, в новый век, в светоносный град, в ангельский собор».
Свт. Иоанн Златоуст:
«Как выбегают из горящего дома желающие спастись, так и из городов, где процветают беззакония, неправда и разврат, любители богомудрия и благочестия бегут в пустыни, ибо погибающих много, а спасающихся мало». «Между монашеской и мирской жизнью — такое же различие, какое между пристанью и морем, непрестанно колеблемым ветрами».
Свт. Василий Великий:
«Имей уши, отверзтые к слушанию, и руки, готовые исполнять слышанное, уста имей молчаливыми и сердце осмотрительное».
Свт. Григорий Богослов:
«Монашеская жизнь — начаток будущего века. Наше богатство — Христос».
Прп. Антоний Великий:
«Ведающие Бога бывают исполнены всякими благими помышлениями и, вожделевая небесного, презирают житейское». «Отвращение возымей ко чреву своему, к требованиями века сего, к похоти злой и к чести людской, живи так, как бы тебя не было в мире сем, и обретешь покой». «Молил я Бога показать мне, какой покров окружает и защищает монаха. И видел я монаха, окруженного огненными лампадами, и множество Ангелов охраняли его как зеницу ока, ограждая мечами своими. Тогда я вздохнул и сказал: вот что дано монаху! И, несмотря на то, диавол одолевает его, и он падает. И пришел ко мне голос от Милосердного Господа: „Никого не может низложить диавол, он не имеет больше никакой силы после того, как Я, восприняв человеческое естество, сокрушил его власть. Но человек сам от себя падает, когда предается нерадению и поблажает своим страстям и похотям“. Я спросил: «Всякому ли монаху дается такой покров?» И мне было показано множество иноков, огражденных такой защитой». «Кто живет в пустыне и безмолвии, тот свободнее от трех искушений: от искушения слуха, языка и взора; одно только у него искушение — искушение в сердце».
Прп. Ефрем Сирин:
«Не пострижение и одеяние делают монахом, но небесное желание и Божественное житие, потому что в этом обнаруживается совершенство жизни». «Как бросивший камень в чистый источник мутит его, так ответ монаха, произнесенный с гневом, возмущает душу ближнего».
Св. Варсонофий Великий:
«Не все, живущие в монастырях — монахи, но тот монах, кто исполняет дело монашеское».
Св. Нил Синайский:
«Желая угодить толпе, толпе подобен будешь».
Авва Моисей:
«Бегающий людей похож на зрелую виноградную лозу, а обращающийся с ними — на незрелый виноград». «Пребывай в твоей келии, и келия тебя научит всему».
Св. Кассиан Римлянин:
«Лучше уже и не полагать начала отречения от мира, нежели после холодно исполнять его и подвергать себя большей опасности. Лучше не давать обета, нежели дав обет, не исполнить его».
Св. Исихий Иерусалимский:
«Отрекшийся от житейского, то есть от жены, имения и прочего, внешнего лишь человека сделал монахом, а не внутреннего. Но кто отрекся от страстных помыслов о всем этом, тот сделал монахом и внутреннего человека, который есть ум. И такой есть истинный монах. Внешнего человека легко сделать монахом, если захочешь, но не мал труд — сделать монахом человека внутреннего».
Авва Пимен:
«Нищета, скорбь, теснота и пост — вот работные орудия монашеской жизни».
Авва Захария:
«Монах тот, кто во всем делает себе принуждение».
Авва Агафон:
«Монах не должен допускать себе, чтобы совесть обвиняла его в чем-либо ».
Авва Лонгин:
«Если прежде не научишься хорошо жить с людьми, то и в уединении не можешь хорошо жить».
Авва Евгрий:
«Монах так должен быть настроен в себе, как бы завтра имел он умереть, и так поступать с телом своим, как бы имел жить многие годы. Ибо то пресекает помыслы и уныние и делает монаха ревностнейшим, а это здравым хранит тело и заставляет наблюдать всегда равное воздержание».
Преподобный Иоанн Кассиан:
«Так как хитрейший змей не перестает блюсти пяту пашу, то есть наветует нашему исходу и до конца жизни нашей старается нас запнуть, уязвить, то ты не получишь никакой пользы от того, что хорошо начнешь и покажешь ревность при начале отречения от мира, а конец не будет согласен с началом, если не сохранишь до конца нищеты и смирения Христова, согласно обещанию своему. А чтобы тебе сохранить их, блюди главу змея, то есть первые помыслы, внушаемые им, и немедля открывай их старцу, то научишься сокрушать вредоносную главу его».
Преподобный Феодор Студит:
«Многодетельна жизнь монаха и многотрудна, требует пота и терпения, главнейшее же — смирения».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ+ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ+ КАРЕЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ + ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ЕПАРХИЯ
|
|
|