Какое бывает внутреннее устройство храмов?
Какое бывает внутреннее устройство храмов?
Внутреннее устройство храмов таково: они разделяются на три части: 1) алтарь, — восточное, переднее отделение храма, — место для священнослужащих, 2) собственно храм, или настоящий храм,—средина храма, и 3) притвор, или иначе называемая трапезная, западная часть храма, с закрытым или открытым входом, называемым папертъю,—место для молящихся. Алтарь отделяется от настоящего храма так называемым иконостасом, т. е. особою преградою, украшенною иконами в несколько рядов, с троими дверями. В алтаре мы видим: два стола, первый прямо за средними, называемыми царскими, дверями, который именуется святым Престолом, другой к северу от престола, который называется Жертвенником, и по большей части простое, а в иных храмах и возвышенное, с седалищами место за престолом, называемое Горным
(т. е. с славянского языка возвышением) ме-стом. В настоящем храме видим: возвышенное место пред иконостасом, называемое Солея, на нем против царских врат свое возвышение, называемое Амвоном, и по сторонам двое особых мест для чтецов и певцов, называемых Клиросами. Вся внутренность храма, особенно на иконостасе, украшается святыми изображениями: иконами и священными картинами, которые в иконостасе размещаются в известном порядке.
(См. рисунок иконостаса). И каждый храм, кроме разве самого бедного, отличается особенным благолепием.
Рис. Иконостас.
Почему храмы разделяются на три части?
Это делается по примеру ветхозаветного еврейского храма, устроенного по образцу, показанному Самим Богом. В том храме было: 1) Святое Святых, — место самое святое, как показывает и название его, куда только однажды. в год входил первосвященник; 2) Святилище, где священники совершали богослужение, и 3) двор, где молился народ.
Для того, чтобы видеть значение разделения храма на 3 части, нужно представить состав церкви, т. е. общества верующих, которые собираются в храм для молитвы. Общество сие состоит во первых, из святых, уже ликующих на небе. Таковых святых как бы и изображает собою в храме святое место, —алтарь, с служащими в нем священнослужителями, и место для сих священнослужащихв храме алтарь. Кром святых, общество верующих состоит еще из так называемых совершенных, т. е. верующих, живущих свято и добродетельно. Таковых представляет собою в храме настоящий храм, и место для сих совершенных—в самом храме. Кроме святых и совершенных, в обществе верующих есть еще несовершенные, т. е. грешники кающиеся и оглашенные, т. е. чрез наставление в вере готовящиеся ко крещению взрослые и некрещенные еще христианские младенцы. Таковых и представляет собою в храме притвор, и в древние времена таковые оглашенные и кающиеся имели место только в притворе.
2585 просмотров.